« Билет №12

Билет №13.
1.Асинхронный двигатель с двойной "беличьей клеткой" и глубокопазный.
Рисунок 1
двигатели имеют на роторе две короткозамкнутые беличьи клетки, одна из которых оставляет собой так называемую пусковую обмотку, а вторая —рабочую. Рабочая обмотка выполняется из мед-ных стержней и размещается— нижних частях пазов, а пусковая обмотка изготовляется из латунных или бронз стержней и располагается в верхних частях пазов, ближе к воздушному зазору. Сечение стержней пусковой обмотки может быть несколько меньше, чем у рабочей обмотки. Однако сечение и тепло¬емкость стержней пусковой обмотки должны быть достаточно велики, чтобы предотвратить чрезмерный на¬грев этой обмотки при пуске. Иногда рабочую и пусковую обмотки размещают в отдельных пазах. В связи со сказанным активное сопротивление пусковой обмотки rп обычно в 2—4 раза больше ак¬тивного сопротивления rр рабочей обмотки. Наоборот, индуктивное сопротивление рассеяния пусковой об¬мотки Х?п в несколько раз меньше, чем Х?р рабочей обмотки, поскольку последняя1 утоплена глубоко в стали сердечника ротора. Вращающееся магнитное поле двигателя индуктирует в обеих обмотках ротора одинаковые э. д. с. При пуске вследствие большой частоты тока ротора индуктивное сопротивление рабочей обмотки относительно велико и значительно больше полного сопротивления пусковой обмотки. Поэтому при пуске нагружена током в основном только пусковая обмотка, и ввиду большого ее активного сопротивления Д развивает большой пусковой момент. При разбеге двигателя частота тока ротора уменьшается, и при нор¬мальной скорости вращения (s=0,02 — 0,05) индуктивные сопротивления рассеяния обмоток ротора будут в 20—50 раз меньше, чем при пуске. Поэтому в рабочем режиме активные сопротивления обмоток ротора зна¬чительно больше индуктивных и полные сопротивления обмотки определяются значениями активных сопро¬тивлений. Вследствие этого при работе двигателя полное сопротивление рабочей обмотки значительно меньше, чем полное сопротивление пусковой, и током нагружена главным образом рабочая обмотка. Ввиду малости активного сопротивления этой обмотки двигатель имеет хороший к. п. д. Таким образом, в двухкле¬точном двигателе при пуске происходит вытеснение тока ротора по направлению к воздушному зазору, как и в глубокопазном двигателе. В пусковой обмотке двухклеточного двигателя при тяжелых условиях пуска (большой маховой момент приводимого агрегата пуск под нагрузкой) выделяется большое количество теп¬лоты, и эта обмотка при пуске соответственно удлиняется, в то время как рабочая обмотка при пуске остается холодной и не удлиняется. Поэтому во избежание нарушения сварных соединении стержней с торцевыми кз кольцами стержни пусков рабочей обмоток присоединяются к отдельным кольцам.

Глубокопазные двигатели.
Рисунок 2
Одной из разновидностей таких двигателей являются двигатели с глубокими пазами на роторе и высокими (30—60 мм) стержнями беличьей клетки. Вытеснение тока в стержнях клетки происходит в результате действия ЭДС, индуктируем пазовыми потоками рассеяния Фд. Можно представить себе, что стержень состоит из множества волокон, включенных параллельно. Нижние волокна охватываются большим, а верхние волокна малым числом линий потока Фд. При пуске, когда частота в роторе велика (f2=f1) в нижних волокнах стержня индуктируется большая ЭДС самоиндукции, чeм в верхних, и плотность тока распределяя по высоте проводника весьма неравномерно. Можно также сказать, что такое неравномерное распределение тока обусловлено тем, что нижние волокна стержня имеют большее индуктивное сопротивление, чем верхние. Таким образом, ток в стержне вытесняется по направлению к воздушному зазору, что, в сущности, и есть проявление поверхностного эффекта в проводниках, утопленных в ферромагнитную среду. Под влиянием вытеснения тока, или поверхностного эффекта активное сопротивление стержня при пуске двигателя становится большим.. По мере разбега двигателя при его пуске частота тока в роторе уменьшается и по достижении номинальной скорости вращения становится весьма малой (f2=sn*f1<=1-3 Гц). При этом ЭДС индуктируемые потоком Фд, становятся малыми, явление вытеснения тока практически исчезает и ток распределяется равномерно по сечению стержня. Активное сопротивление стержня при этом становится малым, и двигатель работает с хор. КПД.

Билет №15 »